Что такое MVP

Minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт) — это тестовая версия товара или услуги с минимальным набором возможностей. Важное условие — этот минимальный набор должен уже представлять очевидную ценность для потребителя.
Минимально жизнеспособный продукт (рисунок в стиле Миядзаки)

Minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт) — это тестовая версия товара или услуги с минимальным набором возможностей. Важное условие — этот минимальный набор должен уже представлять очевидную ценность для потребителя.

Зачем нужен MVP

MVP позволяет:

  • оценить бизнес-идею без существенных затрат — финансы, человеко-часы и так далее;
  • проверить спрос на товар или услугу;
  • оценить отзывы и пожелания пользователей, чтобы в дальнейшем вкладываться именно в то, что нужно людям, а не в свои «хотелки»;
  • сделать несколько начальных продаж, чтобы профинансировать дальнейшую разработку.

Особенно полезен MVP в случае, когда нет способа оценить жизнеспособность продукта, не опробовав его на «живых людях».

Примеры минимально жизнеспособных продуктов

Сайт-магазин без реальных товаров

Для начала интернет-магазин вполне можно запустить с минимумом функций и минимумом товаров. Часть товара можно не закупать и не складировать, а выложить на сайте с пометкой «под заказ», чтобы магазин не выглядел пустым.

Разница в том, что простой магазин с базовым функционалом можно запустить за несколько десятков тысяч рублей, а полноценный, с глубокой проработкой каждой карточки товара, с аналитикой, автоматизацией, интеграцией с системой складского учёта и службами доставки — уже за сотни тысяч, не считая заработной платы сотрудников, необходимых для его обслуживания.

Был случай, когда наши заказчики вложили 30 тысяч в пробный сайт, но так и не смогли наладить продажи. Зато позднее они выгодно продали сайт знакомым, которые продавали аналогичный товар, имея при этом собственное производство. То есть, наши клиенты проверили свою гипотезу, убедились в её нежизнеспособности — но всё равно смогли на этом заработать, передав сайт в подходящие руки.

Лэндинг вместо сайта

Можно запустить будущий интернет-сервис только с одной функцией из множества запланированных. Так начинал свой путь ко всемирной популярности музыкальный сервис Spotify.

Или вместо полноценного сайта, рекламирующего полный спектр услуг компании, можно временно запустить одностраничник — и привлекать на него посетителей с помощью платной рекламы. Такой вид MVP может быть вполне эффективным до начала полноценной разработки сайта и крупных вложений в продвижение.

Сервис для перевозчиков груза

Заказчик, предприниматель из соседнего дружественного государства, работающий также и в России, захотел проверить, пойдёт ли онлайн-бизнес по автоматизации посреднических услуг для грузоперевозчиков. Необходимая база у предпринимателя уже была, но сотрудники с ней работали вручную.

Сервис, который требовался предпринимателю, стоил, по самым скромным оценкам, от 2 млн рублей (в ценах 2017 года) — и это только если использовать готовые (коробочные) решения. Вкладывать такие суммы на старте для небольшого бизнеса — крайне неосмотрительно, ведь не изучен даже спрос на услугу и конкуренция.

Поэтому для проверки бизнес-идеи было бы достаточно создать сайт-визитку с удобной формой обратной связи, онлайн-чатом и продуманным описанием конкурентных преимуществ («наша база — самая полная и актуальная», «вы платите один раз, а можете воспользоваться подпиской» и так далее).

Для обслуживания заказов на начальном этапе будет достаточно сил нескольких сотрудников, а если сама идея такого сервиса «выстрелит», можно будет вкладываться в полноценный онлайн-сервис и продвигаться в сторону автоматизации.

Сервис дистанционного обучения

Во время ковидных ограничений формат дистанционного обучения стал особенно популярен.

Но системы для такого обучения стоят довольно дорого. При этом стандартный набор функций для кого-то может быть недостаточным, а для кого-то, напротив, избыточным. То есть, кому-то придётся переплачивать за расширение функционала, а с других возьмут деньги за то, что им вообще никогда не понадобится.

Есть ещё один отличный способ организовать минимально жизнеспособный продукт без избыточных расходов: собрать сайт из существующих готовых программных решений, как платных, так и бесплатных.

Когда нам понадобилась недорогая система дистанционного обучения без лишних функций, мы соединили:

  • бесплатный движок для сайтов WordPress;
  • готовый модуль магазина WooCommerce;
  • готовый модуль приёма платежей от нашего банка;
  • готовый платный модуль ограничения доступа к страницам сайта (доступ открывается после оплаты).

Соединив всё это, мы получили вполне жизнеспособную систему онлайн-обучения с поддержкой текстовых уроков с фото- и видеоиллюстрациями, а также с возможностью бесплатного доступа к демо-урокам.

Она стоила >10 раз меньше имеющихся на рынке аналогов. При этом система была масштабируемой: можно было постепенно наращивать функционал по мере роста доходов, приобретая новые модули для расширения функционала, покупая более быстрый хостинг и так далее.

Кстати, похожим образом начинал работу купонный сервис «Групон»: он был запущен на базе бесплатного движка, а с клиентами организаторы общались просто по E-mail.

Новый банк для предпринимателей

По такой модели можно открыть даже банк. «Бланк банк» — новый банк от создателей «Модульбанка».

На старте они сделали только информационный сайт без функционала банкинга, а все силы направили на приложение для смартфона. В приложении тоже был лишь базовый набор функций (чат, информация, получение, отправка и распределение средств).

На начальном этапе банк не выдавал даже пластиковые карты — вместо них давали виртуальную карту. Из физических предметов новым клиентам дарили разве что носки.

Несмотря на скудность функционала и отсутствие полноценного сайта, банком с самого начала можно было пользоваться по назначению — получать и отправлять средства.

При этом имеется “киллер-фича”, благодаря которой многим захотелось попробовать продукт: это “тарифы-конструкторы” по типу тех, что бывают у сотовых операторов. Можно подключить больше внешних банковских переводов, или больше переводов физлицам, или больше снятия наличных — все эти опции вместе или по отдельности. А если нужда в снятии наличных или многочисленных переводах отпала — можно переключить на полностью бесплатный тариф с небольшими лимитами.

Другая “киллер-фича” — отсутствие ненавидимых пользователями чат-ботов. Банк решил, что клиентам будут отвечать только живые люди, а если их будет не хватать, то наймут ещё.

Разумеется, у такого продукта есть и недостатки, да и нельзя сказать, что банк работает гладко и на уровне гигантов. Тем не менее, это хороший пример MVP.

Что важно понять про MVP

1. MVP — это не просто какая-то недоделка, а конкретный продукт, обладающий очевидной ценностью для потребителя.

2. Такой продукт должен быть рассчитан на ядро вашей аудитории — он не должен пытаться удовлетворить всех подряд. Какие функции должны быть внедрены на начальном этапе? Здесь вам поможет хорошее знание вашей аудитории или маркетинговые исследования.

3. Внедрять всё подряд по запросу клиентов не стоит. Так, однажды один читатель попросил добавить возможность распечатки статей из блога. Мы решили, что это несложно, и реализовали. Результатом стало множество мелких проблем (например, это упростило воровство ценного уникального контента) — при этом никто, кроме одного читателя (и группы жуликов), не пользовался этой новой функцией.

Любое расширение функционала, даже если это вам ничего не стоит, делайте после всесторонней оценки.

4. Тестируемый продукт по ключевым характеристикам должен быть не хуже конкурирующих, а это значит, что выпустить совсем без затрат его не получится. Если конкуренты уже вложились, а вы вообще не хотите тратиться — вообще забудьте про этот проект, займитесь чем-то ещё.