О том, что нашему интернет-магазину «УАЗдао» нужна онлайн-касса, мы узнали поздно. Но намного раньше, чем большинство наших коллег. 

За задержку отдельное спасибо следует сказать журналожцам журнализам журнализдам. Вся пресса заранее отписалась о переходе на онлайн-кассы, но практически никто внятно не сказал, кому кассы нужны, а кому не нужны.

Шумиха и дезинформация

Журналистами тиражировалось утверждение, будто те, кто ранее не использовал кассу, не будут использовать её аж до 2018 года. Но это утверждение оказалось типичным случаем так называемого вранья. На самом деле послабление касается только предпринимателей на ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и ПСН (патентная система).

Интернет-магазин не может работать на этих системах налогообложения, то есть, никаких отсрочек не положено. Извольте подключить кассу до 1 июля 2017 года.

То же и с заявлениями, будто государство частично компенсирует стоимость кассы, чтобы поддержать бизнес. Это никак не касалось, опять же, нашего случая — интернет-магазина.

Почему? Потому что вычеты обещаны только тем, у кого раньше не было касс. А интернет-магазины и раньше должны были иметь кассы.

Только в случае цифрового товара чеки было просто некуда засунуть, не было законодательной базы для этого, а на нет и суда нет. А физические товары из интернет-магазинов (от пицц до стройматериалов) и так обычно доставлялись с чеками либо приезжал курьер с мобильной кассой.

Сейчас просто в этой сфере навели порядок.

Онлайн-касса для интернет-магазина

Работающая онлайн-касса для интернет-магазина

Внезапно касса!

Так вот, мы не единственные, кто узнал поздно. Недавно в блоге платёжной системы «Яндекс.Касса» вышла статья про то, что «пора, товарищи». Почитайте комментарии — убедитесь, что многие до последнего думали, что их это не касается.

Некоторые и вовсе наивно полагали, что Яндекс, будучи платёжным агентом, выдаст чек за них. И до сих пор полагают, и даже доказывают это в комментариях.

По закону, однако, кредитная организация (в том числе, НКО «Яндекс-Деньги») не может быть платёжным агентом. И точка.

Похоже, таков уровень мелких интернет-предпринимателей в нашей стране — думают, что в жизни как в интернете: можно толкать своё мнение и игнорировать чужое, считая остальных …ками. Но у жизни свои взгляды на их мнение.

Может и неплохо, что ими занялись. Фу быть такими! Берёшься за дело — изучи матчасть и засунь своё мнение куда подальше.

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса — это термин, который сам по себе не имеет  отношения к интернет-магазинам. Онлайн-кассы — это теперь вообще все кассы, поскольку они в режиме онлайн передают данные в налоговую.

Вот что передаётся:

  • сведения о фирме-продавце;
  • сведения о кассе;
  • сведения о каждом чеке;
  • сведения о каждой покупке в каждом чеке.

Иначе говоря, если вы купили водку и презерватив, государство узнает, что у вас планируется романтический вечер. Ну, или вы собрались перелить водку в презерватив.

Хотя личной информации в чеке изначально нет, он может быть (по вашей просьбе) отправлен на E-mail или по SMS. Тогда, надо полагать, вас можно будет при желании и идентифицировать.

Конкретнее, кассы не передают чеки в налоговую напрямую. Сначала они идут оператору фискальных данных (ОФД), который коллекционирует все чеки и по мере сил пересылает их в налоговую. Ещё ОФД занимается отправкой электронных чеков покупателям.

Польза для покупателей

Для покупателей новая система — скорее, благо.

  • Бумажный чек можно не хранить, даже если планируете возвращать товар. Есть специальное приложение от налоговой, куда можно добавлять важные чеки, сканируя на них QR-код.
  • Можно проверять подлинность чека онлайн. И сразу стучать на тех, кто даёт «левые» чеки. Для этого в том же приложении есть функция проверки.
  • Требовать у продавца электронный чек на E-mail. Он имеет ту же силу, что и бумажный. Но в почте он не порвётся и не выцветет. Покажите кассиру приложение налоговой с QR-кодом вашего электронного адреса перед покупкой.
Электронный кассовый чек

Электронный кассовый чек

А вот для предпринимателя онлайн-касса — не самое большое счастье.

Потому что стоит это счастье 30-40 тысяч рублей как минимум. Сопутствующие компоненты (сканеры штрих-кодов и прочая) и услуги могут обойтись в такую же сумму, если не больше. Плюс ежегодные расходы ещё примерно на 30 тысяч (услуги ОФД, фискальный накопитель, услуги поставщика кассы).

Другими словами, 50-60 тысяч необходимо заплатить сразу, а затем ещё каждый год примерно по 30. Если не нужны дополнительные опции в виде сканера штрих-кодов, терминалов для банковских карт и т.п.

Но есть и послабления: за сервисное обслуживание касс теперь платить не обязательно.

Онлайн-касса для интернет-магазина

Онлайн-кассу для интернет-магазина можно назвать онлайн-кассой в квадрате или онлайн-онлайн-кассой. Потому что она не только передаёт чеки в режиме онлайн, но и получает из космоса Интернета загадочные сигналы. Точнее, специальный сервер «залавливает» сигналы на печать чека и передаёт их на кассу.

  1. Покупатель добавляет товар в корзину и нажимает «Оплатить».
  2. Оплачивает (на этом этапе платёжная система может запросить, готова ли ответить касса — и если нет, то процесс оплаты прерывается; но может и не запросить, но тогда нет гарантии, что будет пробит чек).
  3. Платёжная система передаёт магазину данные об оплате.
  4. Магазин (или сама платёжная система) посылает серверу сигнал, что надо создать чек с такими-то параметрами.
  5. Сервер передаёт кассе команду на печать чека (если касса по какой-то причине не готова, сервер попробует попозже или запишет в админке, что произошла ошибка).
  6. Касса передаёт чек в ОФД.
  7. ОФД отправляет электронные копии чека в налоговую и покупателю.

Казалось бы, всё более-менее ясно. Но на практике… На практике и касс пока на всех не хватает, и регистрация — мудрёный процесс, и новые платёжные модули для сайтов работают абы как, и платёжные системы не совсем готовы.

А Яндекс.Касса, например, написала нам после четырёх обращений в поддержку: чтобы без ошибок проходили оплаты — просто отключите работу с кассами до 1 июля. 

Забавно, что это называется «поддержка».

Но что говорить о практике, если даже теорией не владеют даже те, кто владеть ею обязан. Вот что пишет, например, одна известная контора, которая занимается юридической поддержкой:

Сколько касс должно стоять в интернет-магазине, зависит от того, как компания принимает оплату от клиентов: электронными средствами платежа по интернету, либо наличными или банковской картой при личном общении с покупателем, либо обоими способами. Теперь для каждого типа расчетов интернет-магазину нужна отдельная касса (п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

При этом в п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ написано совсем другое:

Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа в сети «Интернет», применяется только при указанных расчетах.

Проще говоря, закон запрещает лишь использовать при офлайн-расчётах кассы, которые предназначены только для Интернета. А если касса умеет и то, и то — используйте на здоровьичко. Это Закон.

Пушной зверь песец

С момента вступления закона о кассах в силу все производители ударно занимались штамповкой онлайн-касс для обычных офлайн-магазинов. Это логично: если бы все продуктовые магазины перестали разом принимать оплату, было бы очень весело.

А решение проблемы для интернет-магазинов отложили на потом.

В результате сроки поджимают, весь май-июнь предприниматели бегают по потолку с криками «Возьмите мои деньги», а поставщики касс говорят: «Ой, у нас такой ажиотаж, что умнице-фортуне, ей-богу, не до вас».

Вообразите себе масштаб проблемы, если к маю 2017 года только примерно три производителя предложили кассы для интернет-магазинов.

Первое решение

Годится только для магазинов на «Битрикс». И не просто для сайта на «Битрикс», а для сайта, который работает на собственном дорогом оборудовании. И касса при этом подключается прямо к оборудованию.

Сколько стоит такой комплекс — лучше и не спрашивать (один только Битрикс стоит дороже любой кассы). Другое дело, что это предназначено, скорее, для крупных сетевых магазинов, которым такие расходы — как два пальца об асфальт.

Второе решение

Известный производитель касс АТОЛ предложил интернет-магазинам кассу в виде сервиса. В специальном дата-центре размещаются как мерзкие людишки в «Матрице» эти устройства, где их обеспечивают надёжным электропитанием и бесперебойным Интернетом.

Недостатки: касса размещается неведомо где и стоит аж 3500 в месяц (то есть, 42000 в год) и это не покупка, а просто «погонять взять». И никакой гарантии, что на будущий год цена не вырастет, ведь изначально обещали цену в 3000 рублей.

Ясно, что такую кассу  нельзя использовать как нормальную кассу: если данные об оплате в Интернете не дойдут до кассы, никак не получится пробить чек руками.

Кроме того, владельцы интернет-магазинов жалуются, что эти товарищи просто игнорируют их заявки, хотя «время Ч» опасно близко. Один парень писал, что ждёт полтора месяца и ему не отвечают.

Третье решение

Банк для малого бизнеса «Модульбанк» предложил онлайн-кассы на базе планшетов со специализированным приложением. Цена кассы на старте продаж была разумная, цена за приложение была дичайшая. Сейчас произошла некоторая коррекция.

Явный плюс вот этой модели «Модулькассы» — то, что она способна пробивать чеки и при приёме онлайн-оплаты, и при офлайн-оплатах, и при приёме наличных курьером.

Ну а когда нам подтвердили, что к одной кассе можно подключить 3-4 интернет-магазина (лишь бы их адреса поместились в бланк заявления для налоговой), стало ясно: надо брать.

Эта же касса идеально подходит для маленьких магазинчиков и кафе. Потому что умеет пробивать любые товары не только поштучно, но и на вес, и по объёму. И по фиксированным ценам, и по свободным.

Каталог товаров можно задать через веб-интерфейс, а потом просто нажимать цветные кнопочки на экране. Кнопочки можно группировать по категориям. А ещё прямо в неё встроен сканер штрих-кодов. Который отдельно тоже стоил бы 6-8 тысяч.

Короче, всё для людей.

Касса-суслик: она есть, но её нет

Когда за кассу брали предоплату, никто не предупредил, что штампуют их в час по чайной ложке. Поэтому кассы как бы есть, но при этом их как бы одновременно и нет.

Клиент, который заказывал ненамного позже меня, получил кассу за неделю до крайнего срока её внедрения.

Впрочем, тут дело ещё и в личных качествах. Когда сообщили, что пришла первая партия (совсем крошечная, менее двухсот штук на всю страну), я каким-то чудом вытребовал себе экземпляр. Тут поскандалил, там побезобразничал. И кассу привезли.

Совсем было собрался регистрировать её в налоговой, но тут позвонили из банка. И трагическим голосом оповестили: «Страшную весть принёс я в твой дом, Надежда! Зови детей!» Оказалось, что в кассе бракованный фискальный накопитель (та самая штука, которая хранит и шифрует данные о чеках). И регистрировать такую кассу нельзя, а то хуже будет.

Таким образом, у нас была касса, но делать с ней ничего было нельзя. Вот так сусличная природа кассы показала себя снова. Можно было разве что:

а) смотреть на неё;

б) включать и выключать;

в) заряжать модным блоком питания с разъёмом типа USB-C.

К счастью, кассу на замену привезли курьером прямо на дом — за что банку большое человеческое спасибо.

И тут, конечно же, выяснилось, что требуются ещё расходы. Чтобы зарегистрировать кассу в налоговой, пришлось бы потратить время на несколько (!) поездок и очередей. Но если получить квалифицированную электронную подпись, то можно всё сделать дистанционно за десять минут.

Все мы с детства знаем, что лучше день потерять, а потом за пять минут долететь. Поэтому… Да, поэтому касса снова превратилась в суслика: вот она как бы прямо тут лежит, но как бы никакой кассы у нас нет.

Продолжение следует! 

В следующем выпуске (с диалогами в лицах)

  • Когда к кассе нет инструкции — это нормально!
  • Когда инструкция не соответствует реальности — это нормально! 
  • Когда глючит касса — виноват пользователь! 
  • Когда программист Яндекс.Кассы ошибается — виноват пользователь!
  • Когда платёжная система не отсылает на печать чек — виноват пользователь! 
  • Если разработчики сервиса кассы не передают информацию службе поддержки — виноват пользователь!
  • Если служба поддержки не передаёт информацию разработчикам — виноват пользователь! 

И главная загадка сезона:

  • Как виноватый во всём пользователь заставил кассу работать и стабильно печатать чеки?!