С 1 сентября 2023 года вступили в силу новые правила, регулирующие размещение информации о товарах и услугах. Значительная часть такой информации считается рекламой и отныне должна быть промаркирована — с отправкой отчётности в контролирующие органы.
Штрафы за нарушения в этой сфере колоссальные: для юрлиц они могут достигать 500 тысяч рублей, а для должностных лиц 200 тысяч, при этом штрафы за каждое отдельное нарушение суммируются с другими, по каждому конкретному эпизоду.
Но к счастью, не все публикации считаются рекламой. А те, что считаются, можно слегка откорректировать — и рекламой они быть перестанут.
Мы изучили ответы ФАС на запросы предпринимателей и сделали для себя некоторые выводы.
Наши рекомендации не заменяют обращения к первоисточнику (закону «О рекламе») и не являются консультацией юриста. Это частное толкование закона на основе известной из интернет-публикаций позиции ФАС.
Что считается рекламой
Вот несколько примеров, что может считаться рекламой:
- информация о чужой услуге или обзор чужих товаров, с рекомендацией купить или положительным эмоциональным описанием («Я просто в восторге от этого товара!»);
- публикация о своей услуге с явным призывом купить, очевидным выделением преимуществ этой услуги среди других или эмоциональным описанием («Раскупают, как горячие пирожки!»);
- публикация о своем товаре или услуге на чужом сайте, чужой странице в соцсети, в том числе, платная (оплаченная напрямую владельцу страницы или через рекламную систему);
- сообщение об акции, которое предлагает скидку на конкретный товар, бренд или услугу;
- любая публикация о товаре или услуге, выделяющаяся на фоне остальных (другим оформлением, размером, структурой и так далее — что угодно, что привлечёт внимание именно к этому товару или услуге);
- закрепленный пост в соцсети о конкретном товаре или услуге;
- баннер, выделяющий определенный товар или услугу;
- сквозной баннер о товаре или услуге на всех страницах сайта.
Платное размещение информации о товарах и услугах, даже на своей странице (например, если вы оплатили рекламу «ВКонтакте») безусловно считается рекламой.
Реклама в личных сообщениях и рассылках рекламой считается, но маркировке не подлежит. Однако незапрошенная реклама такого рода может считаться спамом, что тоже противозаконно.
Что не является рекламой
Не считается рекламой:
- обзор товаров или услуг без акцента на каких-либо из них и без призывов к их покупке;
- справочно-информационные материалы об ассортименте без привлечения внимания к отдельным позициям;
- информация об акции, охватывающей целую категорию товаров или услуг («Скидка 30 % на всю детскую косметику»);
- публикации в соцсети в едином стиле без прямых призывов к покупке конкретных товаров, брендов, услуг;
- ответы на вопросы о товарах и услугах (без акцента на конкретных позициях), о доставке, оплате или заказе;
- отзывы на товары и услуги (единичный восторженный отзыв о конкретной услуге, опубликованный в соцсети, может быть признан рекламой, но обзор разных отзывов или комментарии покупателей, размещённые под типовой карточкой товара, не будут считаться рекламой);
- «сторителлинг» — рассказы (например, статьи в личном блоге), упоминающие товары или услуги без привлечения внимания к конкретным товарам и услугам (товары или услуги являются частью рассказа);
- «анбоксинг» — видео информационного характера с распаковкой товара, особенно если вы регулярно делаете такие видео или если это обзор нескольких товаров.
Информация о собственных товарах на своих сайтах или страницах в соцсетях не является рекламой, если носит информационно-справочный характер и не содержит привлечения внимания к отдельным позициям.
Карточки товаров в интернет-магазине, если они единообразно оформлены и никакие товары отдельно не выделены, не могут считаться рекламой. Но если на всех карточках разместить один и тот же сквозной баннер об одном конкретном товаре, это будет считаться рекламой и потребует маркировки.
В Интернете можно встретить утверждение, будто слово «Купить» и ему подобные призывы к действию являются признаком рекламы. В законах ничего подобного нет. Если все ваши страницы, карточки товаров или посты оформлены однотипно и вы информируете покупателя, куда надо нажать, чтобы купить, это не реклама.
А вот если вы напишете единственный пост «ВКонтакте» о каком-то конкретном товаре, завершите ссылкой «Купите вот этот товар тут» и ещё закрепите его наверху — это могут признать рекламой. Тем более, если это будет на чьей-то чужой странице; тем более, если за деньги.
Кстати, репост вполне могут признать рекламой, требующей маркировки, особенно если вы за него заплатили. Поэтому лучше просто рассказать, например, о свойствах товара, его плюсах и минусах (потребительских свойствах) или сделать обзор нескольких аналогичных товаров, не выделяя один конкретный — тогда репост рекламой тоже не будет.
Как избежать нарушения правил
Чтобы снизить вероятность нарушить новые требования к маркировке рекламы, можно посоветовать как можно чаще избегать необходимости маркировки:
- предоставлять информацию о потребительских свойствах своих товаров и услуг, а не нахваливать и агитировать за покупку чего-то конкретного;
- снимать ролики или писать посты, где товар или информация об услуге органично интегрированы (например, между делом используется чайник или гаджет; либо мастер маникюра рассказывает о своей работе и иллюстрирует это примерами);
- не выделять конкретные товары или услуги в публикациях (вместо этого можно вести речь о категории товара, публиковать прайс-лист, делать обзоры нескольких товаров и услуг);
- писать все посты в едином стиле без эмоционального или иного выделения конкретных товаров или услуг;
- если необходимо анонсировать акцию, можно сообщить о скидке на категорию товаров (без указания конкретных товаров);
- размещать контакты для обратной связи — вместо прямых призывов к покупке товаров и услуг;
- избегать закрепления постов об отдельных товарах или услугах;
- следить за единообразием оформления публикаций, постов, карточек товаров, чтобы конкретные публикации о товарах и услугах не выделялись.
Соблюдая эти рекомендации, можно избежать возни с маркировкой. Безусловно, желательно, чтобы перед публикацией ваши креативы проверял специалист.
Примеры публикаций, которые не потребуют маркировки
- Публикация во «ВКонтакте» с перечислением услуг вашего салона красоты без акцента на каких-то конкретных процедурах. В конце — номер телефона для бесплатных консультаций.
- Сообщение об акции вашего магазина витаминов с предложением скидки 30 % на хондропротекторы. Если не выделять определенный товар или бренд, то рекламой это не будет.
- Статья о свойствах хондропротекторов. С указанием контактов для обратной связи для консультации специалиста, который ответит на вопросы.
- Видеоролик о работе тренера в спортклубе, где он показывает, как правильно делать те или иные упражнения.
- Статья на сайте вашего магазина электроники о критериях выбора телефона — с примерами. В конце — ссылка на категорию товара «Телефоны».
- Видео в соцсети с распаковкой новой модели телефона, с предложением обратиться к вам за консультацией. Это не потребует маркировки, если вы регулярно публикуете такие видео, это конкретное видео ничем не выделяется среди подобных и если вы размещаете это на своей странице.
- Публикация на личной страничке владельца фастфуда с восточной кухней, с приглашением прийти в субботу, когда он лично будет стоять на кассе.
- Рассказ о новом топпинге для пиццы будет считаться информацией для потребителя, а не рекламой, даже если вы укажете его цену и красиво преподнесёте. Особенно если это не единственная подобная публикация на вашей страничке в соцсети.
- При необходимости разместить на сайте чужой логотип, это можно сделать в виде перечня или обзора (например, списка ваших партнёров), не выделяя ничем каждый отдельный логотип. Или разместите логотип производителя в карточке товара (если логотипы имеются во всех других карточках).
Теория
Если вас интересует теория, то она вкратце такова.
По закону, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом ваш сайт или ваша страница в соцсети — это информационный ресурс, где вы предоставляете покупателям информацию, на основании которой они могут принять решение о покупке товара или услуги (например, потребительские свойства, цена, информация об акциях и скидках, способах доставки), а также свои контактные данные. Как предприниматель вы должны предоставлять потребителю такую информацию.
Если эта информация имеет справочно-информационный характер и не направлена на привлечение внимания к конкретным товарам или услугам (к объекту рекламирования), она не является рекламой и на неё не распространяются положения закона «О рекламе». Следовательно, и маркировке она не подлежит.
Такой позиции на данный момент придерживается и ФАС.
Выводы
Следуя этим рекомендациям, можно избежать проблем и штрафов. Но не забывайте, что каждый случай уникален, и при наличии сомнений вы можете направить запрос в ФАС или обратиться к юристу.
Повторим основное:
- Старайтесь не привлекать внимание читателей к конкретным товарам или услугам — вместо этого делайте обзоры, публикуйте прайс-листы, информируйте сразу о целой категории товаров и без явного предпочтения конкретному бренду.
- Старайтесь не размещать призывы к покупке конкретных товаров, брендов или услуг; надёжнее будет предоставить свои контактные данные для ответов на вопросы. А вот при личном общении вы уже сможете посоветовать конкретный товар и даже поделиться своими восторгами по этому поводу — и нарушением закона «О рекламе» это уже не будет, поскольку данная информация не адресована «неопределённому кругу лиц».
- Публикуя информацию об акции, оформляйте её как предложение скидки по категории товаров или услуг, а не по отдельной позиции.
- Не публикуйте на своём сайте или в соцсети чужую рекламу, если точно не знаете, что делаете.
Ну а если вы всё же даёте рекламу, лучше наймите отдельного человека, который проследит за правильностью маркировки. Не забудьте заключить с ним официальный договор.
Размещать рекламу лучше всего официально -— через соответствующие кабинеты «ВКонтакте» или «Яндекса». У них уже подготовлены инструменты для правильной маркировки, и разобраться в них не так уж сложно.
Ещё раз: эта статья — частное мнение, сформированное на основе публикаций ФАС. Никаких гарантий быть не может, поскольку публикации антимонопольщиков являются ответами на конкретные запросы, а ваш случай может отличаться.
Как разработчики сайтов, мы уже проинформировали постоянных клиентов о необходимости произвести ревизию материалов на сайтах и в соцсетях, во избежание крупных денежных штрафов.